ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Профилактика противоправного
поведения несовершеннолетних
Методические материалы
Витебск
2018
ББК 74.200.51, 74.66
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
Автор-составитель:
И.Г.Батурина, методист отдела воспитательной, идеологической, социальной работы и специального образования Витебского областного института развития образования
Рецензент:
Е.В.Гелясина, заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик Витебского областного института развития образования, кандидат педагогических наук,доцент
П 84 Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних: методические материалы. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2018. – 32с.
- брошюре рассмотрены вопросы организации нравственно-правового воспитания в учреждении образования, индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их комплексной реабилитации, социально-педагогической поддержки и психологической помощи,взаимодействия с законными представителями несовершеннолетних.Представлены методы консультирования подростков с девиантным поведением, рекомендации посозданию системы комплексного, скоординированного сопровождения образовательного процесса,направленного на профилактику противоправного поведения несовершеннолетних.
Методические материалырекомендуются слушателям повышения квалификации,руководителям учреждений образования,заместителям директоров по воспитательной работе, специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, классным руководителям, учителям-предметникам.
ББК 74.200.51, 74.66
Введение
Государственная политика в области социальной защиты семьи и детей требует выполнения учреждениями образования своих функций по воспитанию, обучению и улучшению положения юных граждан, активного формирования современной системы профилактической работы. Этот процесс также связан с проблемами подростковых и молодежных девиаций, семейного неблагополучия.
Предупреждение противоправного поведения учащихся – сложная социальная и психолого-педагогическая проблема. Решение ее зависит от большого числа факторов.
Главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся – создать в учреждениях образования воспитывающую среду, способствующую снижению количества правонарушений, препятствующую распространению в молодежном окружении негативных социальных явлений.
Важнейшими задачами являются: воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждение в необходимости их выполнения, привитие навыков законопослушного поведения, сохранение нравственного здоровья детей и учащейся молодежи.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних, государственной поддержки органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С целью совершенствования деятельности учреждений образования по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних предлагаем методические материалы по эффективной организации нравственно-правового воспитания в учреждении образования, индивидуальной профилактической работы и комплексной реабилитации с несовершеннолетними, социально-педагогической поддержки и психологической помощи,взаимодействия с законными представителями несовершеннолетних.
Нравственно-правовое воспитание
Предупреждение противоправного поведения личности – это сложный процесс, и для его эффективной организации наряду со знанием психологических особенностей учащихся необходимо иметь представление о том, что оказывает наибольшее влияние на характер его нравственно-правового становления.
В основе сознательного поведения личности лежат мотивы, которые во многом определяются ее нравственно-правовыми ценностями. Важнейшим фактором предупреждения противоправного поведения учащихся выступает эффективная организация нравственно-правового воспитания в учреждении образования.
Нравственно-правовое воспитание предполагает развитие личности в:
- интеллектуальной сфере: у учащихся с противоправным опытом поведения следует устранять пробелы в нравственно-правовых знаниях, формировать их целостность и действенность. Благодаря этим знаниям корректируется поведение и опыт личности;
- эмоциональной сфере: необходимо способствовать проявлению у учащихся с противоправным опытом поведения дифференциации нравственных переживаний, связанных с нормами и отклонениями от принятых в обществе норм: жалость, сочувствие, отзывчивость, стыд, эмпатия и др. Кроме того, целесообразно формировать определенное отношение к нравственным и правовым нормам, бережное отношение к человеку, стремление к идеалу, признание личной ответственности за свои поступки и поведение, потребность в согласовании собственных действий с нравственно-правовыми ценностями и др. Развитие этой сферы способствует формированию воли учащегося, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- поведенческой сфере: развивать способность совершать нравственные и правомерные поступки, проявлять ответственное отношение к правам и обязанностям, уметь оценивать адекватность поступков требованиям нравственно-правовых норм и осуществлять выбор поступка и поведения согласно этим нормам. Поведенческий компонент предполагает, что учащийся способен не только программировать свое поведение в соответствии с нравственно-правовыми нормами и ценностями, но и моделировать последствия их нарушения.
Сбалансированное развитие этих сфер будет способствовать созданию условий для осознания учащимися необходимости переоценки своего поведения, предупреждению противоправного поведения учащихся и формированию у них опыта нравственно-правового поведения.
Содержание воспитательной работы по предупреждению противоправного поведения определяется особенностями развития личности школьника на каждом возрастном этапе.
Применительно к младшим школьникам необходимо воспитание в духе мира и добра, формирование нравственно-правовых представлений о Родине, об окружающем мире и обществе.
Воспитательные задачи:
-удовлетворение базовых потребностей ребенка в любви, заботе, игре, творчестве;
-формирование опыта заботы о других, о классном коллективе;
-обеспечение ситуации успеха в учебной деятельности, стимулирующей интерес к учению;
-оказание помощи в преодолении трудностей, формирование самостоятельности и ответственности;
-приучение к соблюдению правил поведения в школе, семье, на улице;
-воспитание общительности, желания оказывать помощь друг другу;
-воспитание любви и заботливого отношения к живому миру, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Применительно к подросткам воспитательная работа направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, регулирующим отношения со сверстниками, педагогами, родителями.
Воспитательные задачи:
-знакомство с нравственно-правовыми нормами, законодательными актами, раскрывающими права и обязанности несовершеннолетних;
-ориентация подростков на нравственно-правовые ценности в оценке своих поступков и поведения других людей; формирование адекватной самооценки;
-оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;
-установление равноправных, доверительных отношений с педагогом, снятие конфликтов с учителями-предметниками, одноклассниками;
-воспитание терпимости, неразрывно связанной с чувством собственного достоинства;
-профилактика противоправного поведения, табакокурения, алкоголизма, наркомании;
-создание условий для включения подростка в те виды продуктивной деятельности, в которой он может выразить и реализовать свои творческие способности.
Воспитательная работа с учащимися юношеского возраста предусматривает формирование мировоззренческих взглядов на себя как члена общества, гражданина своего Отечества, будущего семьянина.
Воспитательные задачи:
-знакомство с основными правовыми нормами, регулирующими отношения человека с обществом, государством и другими людьми;
-содействие в смысложизненном поиске, который будет задавать жизненные перспективы отдаленной цели как регулятора поведения личности;
-ориентация на вечные ценности –счастье, смысл жизни, достоинство, честь, законность, справедливость, свобода и ответственность, отражающие нравственно-правовой аспект жизнедеятельности человека;
-воспитание уважительных отношений между девушками и юношами, знакомство с мерами предупреждения ранней беременности, заболеваний, передающихся половым путем;
-создание условий для поддержания стабильного здоровья, профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и нездорового образа жизни;
-создание условий для осознания учащимися своих возможностей, построения жизненной стратегии.
Организация нравственно-правового воспитанияв учреждении образованиявключает следующие направления деятельности:
- диагностика уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся; изучение причин, способствующих появлению у них признаков противоправного поведения;
- нравственно-правовое просвещение учащихся в процессе изучения предметов гуманитарного цикла;
- формирование позитивного нравственно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности.
В процессе диагностикиуровня нравственно-правовой воспитанности учащегося следует выявлять (изучать):
- уровень сформированности нравственных качеств личности и правовых знаний: целостность и действенность знаний о морали, усвоение системы нравственно-правовых ценностей, сформированность нравственных качеств личности (совестливость, порядочность, достоинство, честь и др.), чувство ответственности за свои поступки;
- направленность опыта деятельности и поведения: социальная адаптированность, способность противостоять негативным влияниям, умение принять самостоятельное и ответственное решение в ситуациях выбора с позиции норм морали и права, дисциплинированность, законопослушание;
- изучение условий, в которых происходит нравственно-правовое становление учащегося учреждения образования: изучение ближайшего окружения, в том числе семьи учащегося и его друзей; изучение взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, в учебном коллективе; изучение мотивации вхождения в другие (формальные и неформальные) коллективы, особенностей межличностных отношений в них; выявление положительных качеств учащегося, его отношения к своим недостаткам, способности к саморегуляции, самовоспитанию; определение реакции на применяемые методы воспитания, определение наиболее воспринимаемых учащимся методов воспитания.
Наиболее распространенными методами диагностики являются: документальный метод (изучение личного дела учащегося; актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего и т.п.), педагогическое наблюдение (сбор и описание фактов, случаев, особенностей поведения учащегося); метод экспертного опроса (комплекс вопросов, ответы на которые отражают интересы, установки, эмоциональную адаптацию, социальные контакты учащегося); индивидуальная беседа (метод, направленный на изучение личности и поведения учащегося в определенной ситуации); комплекс методик, связанных с изучением социального окружения учащегося и др.
В процессе изучения предметов гуманитарного цикларабота учителя-предметникапо нравственно-правовому просвещению учащихсядолжна быть направлена на создание условий, обеспечивающих формирование у учащихся опыта самостоятельного решения жизненных ситуацийс позиции нравственно-правовых норм.
Для этого необходимо:
§ в содержание гуманитарных предметов наряду с ценностями, нормами и знаниями включать информацию о способах деятельности, моделях поведения человека в ситуациях нравственно-правового выбора;
§ строить взаимоотношения учащихся и учителя на уроке с учетом нравственно-правовых норм, создавая тем самым основу для формирования у подростков навыков саморегуляции поведения;
§ способствовать организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся средствами проблемного обучения,
§ реализовывать ценностный подход при разработке и использовании проблемных ситуаций и задач нравственно-правового содержания, ориентируя учащихся на осознанный самостоятельный выбор решения согласно ценностям морали и права;
§ соблюдать систематичность, последовательность (пошаговость) в обучении учащихся умению решать проблемные ситуации и задачи нравственно-правового содержания.
В работе учителя-предметника по предупреждению противоправного поведения учащихсянеобходимо использоватьактивные методы обучения, среди которых можно назвать следующие.
-Сократовская (эвристическая) беседа. В ходе такой беседы путем постановки системы вопросов подростки обучаются искусству думать, умению видеть нравственно-правовую проблему, самостоятельно производить выбор решения.
-«Гипотеза». Она выступает как способ формирования у учащихся навыков предвидения последствий нарушения норм морали и права, прогнозирования возможных путей развития проблемной ситуации и реализовывалась при решении прогностических задач типа «что будет, если…».
-«Метаплан». Эта методика – система организации разнообразных видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, промежуточные результаты которой являются исходным материалом для продолжения работы.
-«Позиционная игра». В процессе организации этой методики происходит усвоение школьником социальных ролей и поведенческих моделей. Учащиеся делают выбор своей жизненной позиции в создаваемых ими сюжетах, проецируют свое поведение в будущем.
-Методика «Представьте». Она способствует развитию рефлексивных способностей воспитанников, их воображения как необходимой предпосылки принятия осознанных решений в ситуациях нравственного выбора.
-«Дебаты». Организация дебатов заключается в предъявлении при обсуждении нравственно-правовой проблемы двух не совпадающих взглядов на какое-то явление, процесс или факт с последующим осмыслением этих взглядов.
-«Дискуссия». Она используется для осмысления учащимися поведенческих правил и решения конфликтов с позиции нравственно-правовых норм и для организации свободного обмена мыслями и взглядами, без вмешательства и преобладания ведущего или некоторых членов группы.
-«Диалог-спор». Этот метод является одним из ведущих в организации диалога на уроке. Он способствует поиску не столько единственно верного решения проблемной ситуации, сколько признания права на существование других позиций, точек зрения на нравственно-правовую проблему.
-«Разброс мнений». Использование методики основывается на организации поочередных высказываний учащимися суждений по нравственно-правовой проблеме, что помогает им посмотреть на нее с различных сторон, с позиции мнения другого человека.
-Метод ретроспективного анализа нравственно-правового опыта. Он позволяет создать на уроке эмоционально насыщенную рефлексивную среду, побуждающую каждого подростка к анализу и переосмыслению своего прошлого опыта, что обеспечивает взаимообогащение и преобразование индивидуального опыта учащихся.
-«Я-сообщения» педагога. Они помогают учителю высказать в скрытой форме свое оценочное суждение по решению учащимися нравственно-правовой проблемы и таким образом опосредованно, косвенным путем корректировать их ценностное отношение к ней.
-«Работа с понятиями нравственно-правового развития». Она предполагает постепенное усвоение учащимися качеств личностного развития через осмысление ими нравственно-правовых понятий.
-Драматизация нравственно-правовой идеи. Способствует эмоциональному «проживанию» личностной ценности норм морали и права в решении жизненных проблем.
-Метод инверсии. Позволяет учащимся посмотреть на нравственно-правовую проблему с кардинально противоположных позиций, что помогает им оценить ценность разных точек зрения и способов решений, нацеливает на позитивные общечеловеческие ценности в ситуациях выбора.
-Диалог «С великим – запросто». Он предполагает беседу подростков с конкретным человеком, деятельность которого принесла человечеству значительные результаты и внесла изменения в ход истории, что становится стимулом для понимания учащимися проблемы, размышлений о ней и выбора индивидуального способа ее решения и др.
Хороший эффект также приносит использование на уроках приемов, способствующих диалогу. Так, первыми словами, с которых обычно начинается высказывание учащихся и педагога, являются: «Я ранее не задумывался об этом, но могу сказать, что…»; «Мне кажется, что в этом вопросе главным является …»; «Меня в этом вопросе больше всего смущает…»; «Для меня этот вопрос не представляется сложным…» и др.
Словесные парадигмы типа: «Представьте, что этого не было бы…», «Что могло произойти, если бы он (она) принял(а) противоположное решение…; или никогда бы не принял(а) такого решения…; или поступил(а) бы обратным образом…?» способствуют уважительному отношению к мнению и позиции другого человека.
Для нравственно-правового становления личности важно не столько усвоение учеником достаточной суммы знаний, сколько включение в реальные ситуации выбора, принятия решения, т.е. в систему последовательно усложняющихся поведенческих моделей.
Педагогические приемы, которые позволяют придать образовательному процессу особый нравственно-правовой смысл:
- инициирование сравнительного анализа учеником собственного нравственно-правового опыта с новыми знаниями, полученными в ходе учебной деятельности;
- создание ситуаций раскрытия внутренних переживаний и принятия нравственно-правовых ценностей;
- предоставление учащемуся свободного выбора решения из нескольких альтернатив;
- обоснование субъектами педагогического процесса своей позиции;
- рефлексия учащимися своего эмоционального состояния в ходе решения проблемных ситуаций нравственно-правового содержания;
- упражнения-откровения;
- проведение рефлексивного круга при подведении итогов обсуждения.
Формирование позитивного нравственно-правового опытаучащихся во внеурочной деятельноститребует включения учащихсяв такие виды деятельности, которые способствуют осмыслению ими знаний о морали и праве, развитию способности и умений соотносить жизненные ситуации с нравственно-правовыми нормами, адекватно их оценивать и выбирать программу поведения.
- Учебно-познавательная деятельность: способствует приобретению учащимися знаний в сфере права, формированию умений переносить их на собственный опыт. Среди конкретных мероприятий в данном направлении можно назвать:
-организация праздников правовых знаний: «Азбука правовых знаний», «Путешествие в страну права», конкурс знатоков детективной литературы, конкурс на знание афоризмов, пословиц и поговорок о праве;
-проведение информационных кампаний, в рамках которых издавать информационные листки, буклеты, стенгазеты и журналы, готовить видеоматериалы, социальную рекламу и другую продукцию нравственно-правового содержания;
-организация работы школьных правовых клубов;
-организация и проведение «круглых столов», «пресс-конференций», Интернет-конференций, тематических дискотек, олимпиад и конкурсов правовых знаний;
-проведение месячников правовых знаний может включать различные формы работы по профилактике приобщения учащихся к алкоголю, наркомании, табакокурению, предупреждению правонарушений;
-выступление работников правоохранительных и правозащитных органов: «60 секунд полезной информации»; «Час вопросов и ответов»; пресс-конференций «Трудовое право и подросток», «Гражданские права несовершеннолетних», «Права и обязанности несовершеннолетних в Уголовном кодексе Республики Беларусь», «Защита прав ребенка» и др.
- Игровая деятельность:усиливает эмпатию, помогает учащимся в освоении социальных ролей, в понимании людей, оказавшихся в определенной ситуации, позволяет ученикам получить навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях и является хорошей тренировкой ассертивности.
В качестве примеров можно привести следующиевиды деятельности:
-организация и проведение театрализованных игр и представлений для учащихся младших классов их родителей по проблемам морали и права на мотивы народных сказок и сюжеты из художественной литературы;
-проведение ситуационных игр для подростков по формированию навыков безопасного поведения («Как поступить?») и деловых игр для юношества («Я поступаю на работу» «На приеме у юриста», «Приватное пространство»);
-использование, при наличии возможности, потенциала Интернет-ресурсов, например, сайта http://www.mir.pravo.by/ и др.
- Общественная деятельность: создает условия для формирования социальной позиции учащихся, определения своего места и роли в учебном коллективе. Позволяет сформировать коммуникативные умения, налаживать отношения с другими людьми, обществом, разрешать конфликтные ситуации.
Участие школьников в работе детских и молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления учреждений образования, различных подростковых клубов («Подросток», «Альтернатива», «Примирение», "Волонтер " и др.).
- Смыслопоисковая деятельность: способствует активизации становления самосознания личности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Реализуется данная деятельность при проведении:
-тренингов с учащимися: «Мой возраст», «Как научиться владеть собой?», «Являюсь ли я капитаном своей жизни?», «Сумей сказать «нет», «Искусство быть свободным», «Учимся взаимопониманию», "Конфликты" и др.;
-диспутов, дискуссий, дебатов,коллективных творческих дел по правовым проблемам: «Мое письмо – моя тайна», «Преступность – это проблема вечная?»; «Если свободу и человека разделяет решетка»; «По закону или по совести?», «Мое право на образование» и др.;
-бесед: «Шалость, проступок, преступление: где граница?», «Гражданин и общество», «Насилие над ребенком: где искать защиты?», «Откуда берет начало дорога к преступлению?» и др.;
Формированию личностной позиции учащихся, развитию умения ее отстаивать и защищать будет способствовать использование технологий «Открытая кафедра», «Философский стол»; эффективным средством формирования ценностных ориентаций учащихся являются технологии «С великими – запросто», «Мастерская», ролевое моделирование: «Я поступаю на работу», «Где получить помощь», «Когда у вас не ладятся дела…» и др.
Для наибольшей эффективности организации смыслопоисковой деятельности необходимо использовать как школьный, так и региональный библиотечный ресурс.
- Проектная деятельность: способствует определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы, например, как уменьшить проявления насилия в школе между учащимися, как обезопасить себя и свои вещи и т.д. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные.
Общие подходы к структурированию проекта
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
1. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
2. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
3. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
4. Защита проектов, оппонирование.
5. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование проблемы преступности несовершеннолетних в Беларуси или в регионе; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема положительного и отрицательного влияния существующих молодежных группировок и течений и т.д.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад об отношении старшеклассников к проблеме семейного насилия; выпуск газеты, альманаха с репортажами о наиболее дружественных классах и пр.).
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода мозговой атаки, круглого стола);
-выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальныхметодов, наблюдений и пр.);
-обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.).
-сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Большую роль при организации внеклассных и внешкольных занятий играет создание эмоциональной атмосферы воспитательного мероприятия, открытости во взаимоотношениях между педагогами и учащимися, между самими учащимися. Здесь нужна эмоциональная готовность педагога к таким отношениям. Важно, чтобы у педагога были навыки в распознавании эмоциональных состояний учащихся и умения «транслировать» различные эмоциональные состояния: способность к осуществлению эмоциональной коммуникации поддержки, создание эмоционального созвучия с учениками; эмпатийные формы поведения (сочувствию, содействию, сопереживанию). Именно это определяет способность педагога к диалогу с учеником.
Нравственно-правовое воспитание, направленное на предупреждение противоправного поведения учащихся, основывается на принципах ориентации на позитив в поведении и характере ребенка, социальной адекватности и индивидуализации воспитания, социального закаливания детей.
Организация индивидуальной профилактической работы
Индивидуальная профилактическая работа– деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений.
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, проводится на основании следующих документов:
заявления несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей об оказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
приговора, решения, постановления или определения суда;
постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
При поступлении в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения индивидуальной профилактической работы(далее –ИПР)в установленном законодательством порядке,заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе) совместно со специалистами СППС, классными руководителями (в учреждениях общего среднего образования), кураторами, мастерами производственного обучения, воспитателями общежития (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования) в течение 10 календарных днейорганизует:
-изучение особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего, в отношении которого проводится ИПР;
-проведение консультаций с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) с целью выявления проблем и особенностей взаимоотношений между членами семьи и условий и путей для восстановления потенциала развития и саморазвития личности несовершеннолетнего;
-проведение психологической и социально-педагогической диагностики, выражающейся в оценке индивидуально-психологических свойств, качеств личности несовершеннолетнего и направленной на выявление его психологических проблем и факторов социальной среды, влияющих на поведение и состояние несовершеннолетнего.
Педагог-психолог при проведении диагностики обязан использовать комплекс диагностических методик, направленных на изучение акцентуаций характера, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего; уровня обучаемости; уровня тревожности и сниженного настроения; оценку склонности к агрессивному поведению; изучение ценностных ориентаций; диагностику мотивации учения и внеучебных интересов; изучение направленности личности (интересов и склонностей) и др.
Педагогу социальному при проведении социально-педагогической диагностики рекомендуется использовать как педагогические методы: наблюдение, анализ, изучение личности подростка, его законных представителей, социального окружения, так и социологическиеметоды: анкетирование, проектирование, интервью, социальное проектирование.
По результатам диагностики определяется актуальность проблемы и, опираясь на полученные результаты, подбираются методы, формы и средства оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетнему.
С учетом характера совершенного противоправного деяния, диагностики личности несовершеннолетнего разрабатывается программа индивидуальной профилактической работы (далее – программа)(Приложение 1).
Программа является системообразующим компонентом процесса ИПР с несовершеннолетним и его законными представителями.
При составлении программы следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, специфику психофизического развития, особенности протекания возрастных кризисов, в частности, подросткового, проявлениями которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям.
Программа должна предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем.
В разработке программы принимают участие педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители (в учреждениях общего среднего образования), кураторы, мастера производственного обучения, воспитатели общежитий (в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования), законные представители и иные заинтересованные.
Необходимо включать в программу порядок взаимодействия учреждений образования и инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) в случае отсутствия учащегося на учебных занятиях. Учреждение образования в течение дня обязано информировать ИДН по месту фактического проживания об отсутствии на занятиях учащегося, с которым субъектами профилактики проводится ИПР.
Индивидуальные и групповые занятия с несовершеннолетним должны проводиться не реже 1-2 раз в неделю, длительность занятия – от 45 минут до 1 часа.
Групповые занятия (консультации, семинары) для законных представителей проводятся не реже 1 раза в месяц, длительность занятия зависит от применяемой методики и составляет от 45 минут до 2 часов. Консультации специалистами СППС проводятся с целью предоставления несовершеннолетнему, законным представителям и педагогическим работникам информации по вопросам, связанным с развитием и поведением ребенка. Консультации проводятся по мере необходимости, продолжительность их составляет не менее 30 минут.
Информация об организации ИПР с несовершеннолетним,проект программы рассматривается на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики) в течение 14 календарных дней со дня поступления в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения ИПР.
На заседании совета профилактики вносятся необходимые дополнения и (или) изменения, устанавливается периодичность анализа реализации мероприятий программы.
К участию в рассмотрении вопроса о проведении ИПР приглашают законных представителей несовершеннолетнего. Также могут быть приглашены представители государственных органов, учреждений и иных организаций, которые будут привлечены к реализации мероприятий программы.
В течение 5 календарных дней после составления программы учреждение образования знакомит законных представителей несовершеннолетнего с ее содержанием (под подпись) и представляет им выписку из программы.
При проведении ИПР с несовершеннолетним недопустима эпизодичность взаимодействия педагогических работников с несовершеннолетним и его родителями при реализации программы, так как это заметно снижает результативность проводимых мероприятий.
Промежуточные и итоговые результаты реализации программы рассматриваются на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже, чем 1 раз в квартал. К заседанию совета профилактики ответственные готовят информацию о реализации мероприятий программы, достигнутых результатах, в случае их отсутствия или низкой эффективности ИПР – вносят предложения по внесению дополнений в программу.
Основным критерием при проведении анализа реализации мероприятий программы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в поведении несовершеннолетнего, с которым проводится ИПР.
Контроль за проведением ИПР осуществляет заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе), который координирует деятельность субъектов профилактики и анализирует деятельность ответственных по реализации мероприятий программы.
ИПР в отношении несовершеннолетнего прекращается по решениюруководителя учреждения образования при наличии следующих оснований: истечение срока проведения ИПР (в зависимости от категории несовершеннолетних); достижение несовершеннолетним возраста восемнадцати лет; избрание меры пресечения в виде заключения под стражу; осуждение к наказанию в виде ареста или лишения свободы; в случае смерти, а также в определенном законодательством порядке объявления умершим либо признания безвестно отсутствующим.
В случае выявления несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации,и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья несовершеннолетнего.
В случае принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего, в отношении которого повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления им наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива (с которым на данный момент реализуется программа ИПР), необходимо организовать работу в соответствии с нормативными правовыми актамииинструктивно-методическим письмом, регулирующими вопросы комплексной реабилитации. Обращаем внимание, что при разработке предложений по мероприятиям первичной, основной, завершающей индивидуальной реабилитационной программы целесообразно включать мероприятия программы ИПР, которые не выполнены на день разработки для направления их в СПЦ либо в детское интернатное учреждение.
Комплексная реабилитация несовершеннолетнего
Комплексная реабилитация несовершеннолетнего– система мероприятий по оказанию социально-педагогической, психологической помощи, проведению медицинской профилактики и медицинской реабилитации в отношении несовершеннолетнего, потребление которым наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством, направленных на восстановление здоровья несовершеннолетнего, формирование у него умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, формирование ценностных ориентаций и культуры здорового образа жизни.
Субъектами, осуществляющими комплексную реабилитацию в отношении несовершеннолетних,являются:
-социально-педагогический центр (далее – СПЦ) по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего, его законных представителей (законного представителя);
-детский дом, детская деревня (городок), школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательная школа-интернат в отношении несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками (далее –детское интернатное учреждение);
-специальные лечебно-воспитательные учреждения;
-учреждения общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования по месту обучения несовершеннолетнего;
-органы, учреждения и иные организации, участвующие в реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетнего.
Комплексная реабилитация включает три этапа работы с несовершеннолетним:
начальный– реализация первичной индивидуальной реабилитационной программы;
развернутый– реализация основной индивидуальной реабилитационной программы;
завершающий– реализация завершающей индивидуальной реабилитационнойпрограммы.
При получении копии решения о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего комиссии поделам несовершеннолетних (далее – КДН), учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, в отношении которого проводится комплексная реабилитация, в течение пяти рабочих днейподготавливают предложения по мероприятиям первичной индивидуальной реабилитационной программы и за подписью руководителя направляют их в СПЦ(детское интернатное учреждение).
СПЦ (детское интернатное учреждение), обобщив полученные предложения не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения КДН, предоставляет в КДН для утверждения первичную (завершающую)индивидуальную реабилитационную программу, подписанную руководителем СПЦ (детского интернатного учреждения).
КДН в течение трех рабочих дней после утверждения программы направляет ее копию законным представителям (законному представителю) несовершеннолетнего, заинтересованным органам, учреждениям, организациям, а также устанавливает периодичность анализа реализации мероприятий программы, заслушивает отчеты заинтересованных органов, учреждений, организаций о выполнении мероприятий программы, принимает решения о необходимости внесения в первичную(завершающую) индивидуальнуюреабилитационную программу дополнений и (или) изменений.
Если в отношении несовершеннолетнего постановлен приговор с применениемпринудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное лечебно-воспитательное учреждение, либо принято судом решение о помещении его в специальноелечебно-воспитательное учреждение,СПЦв течение пяти рабочих дней направляетв специальное лечебно-воспитательноеучреждение предложения по мероприятиям с законными представителями (законным представителем) несовершеннолетнего в период его пребывания в специальном лечебно-воспитательном учреждении.
Индивидуальные реабилитационные программы (первичная, основная,завершающая) являются обязательными для исполнения законными представителями(законным представителем) несовершеннолетнего, заинтересованными органами,учреждениями и организациями, являющимися ответственными исполнителями ихмероприятий.
Информация о реализации мероприятий индивидуальных реабилитационныхпрограмм (первичной, завершающей), подписывается руководителем заинтересованного органа, учреждения и организации ипредставляется в комиссию по делам несовершеннолетних с установленной еюпериодичностью.
Задачи, стоящие перед педагогическими работниками в процессе осуществления комплексной реабилитации:
-сформировать осознанную мотивацию несовершеннолетнего к реабилитации;
-создать вокруг несовершеннолетнего реабилитационную среду, способствующую формированию у него навыков приемлемого поведения;
-проводить (при необходимости) поддерживающие, стимулирующие занятия с несовершеннолетним по различным учебным предметам с целью создания ситуации успеха;
-восстанавливать семейные взаимоотношения, корректировать детско-родительские связи, налаживать коммуникацию несовершеннолетнего с другими значимыми лицами, т.е. расширять сеть контактов несовершеннолетнего;
-обеспечивать досуг и вторичную трудовую занятость несовершеннолетнего.
Специалисты СПЦ (детского интернатного учреждения), отвечающие за организацию и проведение комплексной реабилитации, в рамках своей компетентности:
-изучают жизненную ситуацию несовершеннолетнего с целью выявления причин аддиктивного поведения;
-реализовываютиндивидуальные коррекционные программы, направленные на развитие внутренних ресурсов несовершеннолетнего, формирование коммуникативных навыков, коррекцию детско-родительских взаимоотношений ит.п.;
-взаимодействуют с учреждением образования по месту обучения несовершеннолетнего в процессе реализации реабилитационной программы с четким распределением обязанностей (также и во избежание дублирования мероприятий);
-способствуют созданию вокруг несовершеннолетнего поддерживающих условий выхода из сложившейся ситуации;
-проводят анализ собственной деятельности, определяя качество и результативность проведенной реабилитационной работы, с целью своевременного корректирования программы.
Особого внимания требует вопрос организации работы с семьей несовершеннолетнего, в отношении которого проводится комплексная реабилитация. Специалистам СПЦ следует обучить родителей взаимодействию с их детьми, недопущению разрыва отношений, что может стать причиной дезадаптации и рецидива.
Педагогические работники учреждения образования по месту обучения несовершеннолетнего в рамках своей компетентности:
-выявляют причины аддиктивного поведения ребенка (посредством наблюдения, бесед, анкетирования);
-реализовываютиндивидуальные коррекционные программы, способствующие развитию личностной идентичности несовершеннолетнего, познавательной и учебной мотивации, социально-профессиональному самоопределению и т.п.;
-организовывают работу, направленную на формирование у несовершеннолетнего навыков здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;
-организовывают досуговую занятость несовершеннолетнего во взаимодействии с учреждением дополнительного образования детей и молодежи;
-предоставляют психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям), организовывают консультации по вопросам эффективного общения с детьми.
Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, в отношении которых проводятся мероприятия комплексной реабилитации, должна содействовать формированию в семьяхположительного морально-психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию несовершеннолетних и коррекции детско-родительских взаимоотношений.
Работу с семьей целесообразно осуществлять в рамках профилактических программ для родителей, которые могут проходить в форметренингов, круглых столов, лекций, конференций, дискуссий ит.д.
Программы должны включать различные компоненты:
- обучение родителей знаниям о психологических особенностях подростка, причинах нарушений поведения у подростков, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление;
- оказание помощи в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;
- определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;
- определение направления и стратегии развития личностных ресурсов у подростков (как взаимодействовать с подростком, чтобы его ресурсы развивались, а не подавлялись; как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой);
- обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми;
- выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям (педагог-психолог может осуществлять специальную подготовку таких родителей с целью организации родительских групп поддержки, которые будут оказывать помощь другим родителям в разрешении проблем, связанных с употреблением их детьми психоактивных веществ).
Профилактическая работа должна быть характерной для определенного этапа, предупреждающей рецидив употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.
Социально-педагогическая поддержка
и психологическая помощь
Значима роль в проведении профилактической работы специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС), деятельность которых направлена на социальную адаптацию обучающихся и содействие в создании условий для полноценного личностного развития, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся в учреждениях образования, в семье и социальном окружении.
Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь детям и подросткам с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
Определяя стратегию работы с детьми и виды психолого-педагогической помощи, необходимо провести анализ отклоняющего поведения и выявить внутренние ресурсы личности. Предлагаем следующую схему анализа отклоняющегося поведения:
- форма и степень выраженности девиантного поведения;
- степень социальной дезадаптации;
- отношение к отклоняющемуся поведению самой личности;
- поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы);
- поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);
- ингибиторы (препятствующие условия);
- внутренние ресурсы личности;
- возможные пути преодоления (стратегия изменения);
- формы и методы социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Также необходимо изучить социальное окружение ребенка и провести психолого-педагогическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями);корректировать, прежде всего, те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию;создать оптимальную модель отношений и способов поведенияребенка.
Последовательность шагов по изменению отклоняющегося поведения является следующей:
1.Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.
2.Анализ проблемы, выявление провоцирующих источников и причин.
3.Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
4.Построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц...
5.Уточнение параметров желаемого результата (одновременно с позитивным программированием) через подробные ответы на вопросы: «Как я узнаю, что я достиг результата?», «Как другие узнают, что я достиг результата?», «Как я докажу, что достиг результата?» и т.п.
6.Определение союзников – тех, кто поможет достичь поставленной цели.
7.Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии «устранение рецидивов».
В профилактикедевиантного поведения детей и подростков наиболее эффективно используютсяследующие современные технологии: технология социального успеха,технология позитивной коммуникации и технология изменения социальнойсреды.
Технология социального успеха предполагает, прежде всего, включениесамих детей и подростков в реализацию программ поличностному развитию через привлечение к активной общественной жизни,созданию ситуации «успеха», стимулированию творческого потенциала.Вовлечение детей и подростков в творческую деятельность является альтернативойнегативному поведению, насилию позволяет усилить уровень самозащиты.Целенаправленная работа по привлечению в активную деятельность, направленную на изменение своего статусаи положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решениесобственных проблем, помогает им в приобретениипозитивных социальных навыков.
Технология позитивной коммуникации направлена на развитие удетей и подростков коммуникативной культуры, умениявзаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способствует выходу наболее высокие уровни социальных отношений, формированию иукреплению социальных и жизненных навыков, умения делать осознанныйвыбор в пользу позитивного поведения.
Технология изменения социальной среды – улучшение взаимоотношений родителей и детей черезорганизацию временной совместной жизнедеятельности в рамках инойсоциальной среды, создающей благоприятные условия для нормализациидетско-родительских взаимоотношений и самореализации каждого.
Специалистам СППС необходимо направить усилия на развитие системы ориентаций учащихся на высокие ценностно-смысловые и нравственно-духовные ценности жизни, формирование позитивного мышления, умения выбирать из арсенала поведенческих реакций оптимальные способы взаимодействия с окружающими, путем организации тренинговых и интерактивных занятий, направленных на формирование позитивного образа Я, принятия уникальности и неповторимости собственной личности, личности других людей, повышение стрессоустойчивости, развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, делового общения. Следует обеспечить обучение учащихся методам и способам саморегуляции; оптимальным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, развитие стрессоустойчивости как умения конструктивно реагировать на стрессовую ситуацию и справляться с ней.
Одним из способов предупреждения и преодоления употребления учащимися психоактивных веществ является проведение ежегодного психосоциального анкетирования учащихся, позволяющего выявить учащихся с риском развития химической зависимости и организовать планомерную индивидуальную работу с учащимися данной категории.
Особое внимание уделять вопросам информированности педагогов и родителей о тактике выявления обучающихся, имеющих никотиновую, алкогольную, наркотическую зависимости; оказанию своевременной и эффективной помощи. Необходимо информировать участников образовательного процесса: о последствиях употребления психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, незаконного оборота наркотических средств и распития спиртосодержащих напитков несовершеннолетними; о работе специалистов психоневрологических диспансеров, наркологических центров и общественных организаций, которые могут оказать качественную, квалифицированную помощь (в том числе анонимную).
Важным аспектом деятельности специалистов СППС является повышение уровня психологической культуры педагогических работников, развитие навыков педагогического общения, конструктивного взаимодействия с обучающимися, обучение способам снятия эмоционального напряжения и благоприятного разрешения конфликтных ситуаций.
Следует обеспечить размещение на сайте, информационных стендах, в электронных и печатных изданиях постоянно действующих тематических рубрик профилактической направленности «Вопрос педагогу-психологу», «Советы по выходу из стрессовых и конфликтных ситуаций», «Научитесь себя контролировать!», «Как сохранить психологическое здоровье», «Цените жизнь как высший дар», «Психологическое здоровье – основа физического и социального благополучия», «Права и обязанности несовершеннолетних», «Ответственность перед законом».
Условиями успешной профилактической работы в деятельности специалистов СППС являются комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
Методы консультирования подростков с девиантным поведением
При оказании психологической помощи подросткам с девиантным поведением предлагаем использовать следующие методы.
Информирование
Расширение (изменение, корректировка) информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.
Метафора (метод аналогий)
Суть метода заключается в использовании аналогий образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора оказывает косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижается субъективная значимость проблемы, исчезает ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить напряженную атмосферу консультирования.
Установление логических взаимосвязей
Педагог-психологвместе с ребенкомустанавливают последовательность событий, выявляют влияние внутренних (субъективных) факторов на происходящее и их взаимосвязь. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание проблемы.
Проведение логического обоснования
Данный метод позволяет отсортировать варианты решения актуальной жизненной задачи за счет логического анализа, показывающего последствия (эффективность) разных путей решения.
Самораскрытие
Педагог-психолог косвенно побуждает консультируемого «стать самим собой». Он делится собственным личным опытом, выражает терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам ребенка.
Конкретное пожелание
Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Такие пожелания не должны снижать ответственность подростка. Он сам принимает решения, оценивает приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.
Убеждение
Данный метод целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния. Убеждение можно применять при наличии у подростка развитого образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Педагог-психолог, используя понятные подростку аргументы, позволяет ему убедиться (утвердиться) в правильности определенных приемов, мыслей и т.п.
Эмоциональное заражение
При установлении доверительных отношений педагог-психолог становится образцом для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным настроем.
Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций
Применение данного метода актуально при острых эмоциональных состояниях. Отреагирование может выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, почертить, написать).Отреагирование позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. Педагог-психолог внимательно наблюдает, сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам консультируемого.
Релаксации
Нужно научить ребенка различным способам расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Релаксация может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.
Повышение энергии и силы
Этот метод нужно применять, когда ребенок чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствие сил (энергии). Конкретные двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии – эти приемы позволяют повысить активность и работоспособность консультируемого.
Переоценка
Переоценка негативных чувств и мыслей позволяет выработать новый взгляд на ситуацию. Переоценка включает выявление негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания даются различные действия, о которых договариваются педагог-психолог и консультируемый. Это могут быть наблюдения, отслеживание результатов, опробование новых методов.
Позитивный настрой
Позитивный настрой позволяет укрепить веру ребенка в свои возможности по разрешению возникшего затруднения, он концентрирует сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.
Ролевое проигрывание
Данный метод предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения.
Анализ ситуаций
В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций ребенка, так и ситуаций из жизни других людей, включая примеры из литературных произведений. Вместе с информированием это помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
Внутренние переговоры
Могут использоваться для устранения внутренних конфликтов ребенка. Они предполагают выявление конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога между ними. Педагог-психолог может помочь ребенку осознать конфликтующие стороны и организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу.
Трансформация личной истории
Задача трансформации – целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного завершения субъективно незакрытых событий прошлой жизни, для изменения навязанных программ и сценариев. Подобные мысленные действия способствуют также снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда подросток страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал чего-то, можно предложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходе психологической работы (мысленно или реально в игровой модели).
Целеустроение
Поиском новых жизненных целей и смыслов стоит заняться, если ребенок чувствует опустошенность, у него мала ценность собственного существования, он хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и творческое воображение.
Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий
Этот способ предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий. Такая работа имеет большое значение для ребенка, которому жизнь кажется скучной, все занятия– неинтересными.
Социальные пробы
Освоение ребенком различных конкретных действий как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах. Такое обучение позволяет ребенку лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.
Оказание помощи в поисках идентичности
Такая помощь весьма актуальна для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос: «Кто я на самом деле?» Здесь нужны воздействия, которые побуждаютребенка к самопознанию, осмыслению собственных поступков.
Сосредоточенное мечтание
Этот метод осуществляется в несколько этапов.
1. Составление проекта желаемого будущего. Для этого можно использовать запись всех желаний без критики и ограничений в течение 10–15 минут; составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего; «путешествие» на машине времени в свое будущее; мысленное путешествие в «особенное место», где можно побеседовать с мудрецом и услышать его наставления, и т.д.
2. Определение временной сетки. Если все, что выделено на первом этапе, относится к завтрашнему дню, следует подумать о ближней перспективе; если цели относятся к отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах их реализации.
3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4. Проверка сформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость, ясность, этичность.
5. Составление списка ресурсов для достижения цели.
6. Составление списка ограничений на пути к цели.
7. Составление пошагового плана достижения цели.
Взаимодействие с законными представителями
несовершеннолетних– важнейший аспект
профилактической работы
Сотрудничество учреждения образования с семьей по формированию позитивных мотивов правомерного поведения и предупреждению противоправного поведения учащихся должно основываться на следующих принципах.
Принцип соглашения:учреждение образования согласует с семьей права и обязанности, которые каждый из указанных субъектов должен принять на себя для осуществления успешной профилактики противоправного поведения ребенка. Реализуется принцип соглашения посредством информирования законных представителей о способах осуществления нравственно-правового воспитания несовершеннолетних в семье: оформление стенда «В помощь родителям», выпуск информационных бюллетеней, ориентированных на родителей: «Что надо знать о вреде алкоголя и наркотиков», «Профилактика табакокурения в семье», "Права ребенка в белорусском законодательстве", «Ответственность несовершеннолетних», «Правовые аспекты семейного воспитания»; «О чем надо знать каждому», «Растить гражданина» и др.
Принцип сопряжения: взаимосвязь семьи и учреждения образования в направлении формирования позитивных мотивов правомерного поведения учащихся. Реализуется указанный принцип методом предложения, высказываемого как педагогами, так и законными представителями. Итогом реализации принципа сопряжения должно стать существование единой нравственно-правовой атмосферы в семье и в учреждении образования. Успешности воплощения в жизнь принципа сопряженности содействует:
- создание и работа родительских клубов, университетов, рингов;проведение родительских собраний («Что надо знать родителям о правах ребенка», «Реализация прав ребенка и ответственность родителей», «Откровенный разговор о правовой культуре родителей и семейном воспитании», «Стиль, формы и методы нравственно-правового воспитания в семье», «Гармония долга, интереса, любви в семейной педагогике», «Влияние микроклимата семьи на самочувствие взрослеющего человека», «Роль семейных традиций в нравственно-правовой адаптации старшеклассника»);приглашение на родительские собрания специалистов (ИДН, нарколога) и оказание представителями СППС учреждения образования консультаций по вопросам семейного воспитания ("Методы ненасильственного воспитания ребенка", «Пути совершенствования методов воспитания в семье», «Наркомания начинается с непонимания…» и др.); проведение семейных конференций, семинаров-практикумов, ток-шоу и "круглых столов" («Правонарушения несовершеннолетних: причины, последствия, профилактика», «Профилактика правонарушений: не сторонний взгляд», "Справедливость в отношениях детей и взрослых: существует ли она?», «Откуда берет начало дорога к преступлению?», «Предупреждение насилия в семье», «Корни и последствия семейного конфликта», «Демократия: права, ответственность и обязанности учеников, педагогов, родителей», «Как организовать досуг ребенка»);
- проведение Дня матери и семьи, инспектора ИДН или нарколога;
- организация вечеров вопросов и ответов («О формировании здорового образа жизни, или как защитить ребенка от пагубных привычек», «Наркотическая зависимость: мифы и реальность»); организация на базе учреждения образования тематических групповых и индивидуальных консультаций, общественных правовых приемных, дистанционных консультационных пунктов по повышению психологической компетентности родителей в различных кризисных ситуациях и др.
Принцип сопричастности состоит во взаимной практической заботе учреждения образования и семьи об улучшении условий жизни ребенка. Результатом реализации принципа сопричастности должен стать благополучный социально-психологический климат для ребенка, какв учреждении образования,так и семье. Осуществляется указанный принцип посредством оказания систематической психолого-педагогической помощи и поддержки семьям, в которых возникли проблемы; осуществления психолого-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении; индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации несовершеннолетних; проведение мероприятий, связанных сформированием и укреплением семейных ценностейи т.д.
Принцип содеянности осуществляется благодаря реализации совместных мероприятий учреждения образования с родителями, семьей:акции,концерты, праздники, вечера; создание семейных летописей, фотоальбомов, семейных газет и т.д.
Система взаимодействия учреждения образования с законными представителями должна быть основана на личностно-ориентированном подходе, включающем изучение и анализ семейных отношений, информационно-просветительскую работу с родителями, социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, педагогическую поддержку участия законных представителей в управлении образовательным процессом, активное участие родителей в подготовке учащихся к будущей семейной жизни, развитие и укрепление семейных ценностей, гендерной культуры и культуры взаимоотношений между полами.
Рекомендации по созданию системы комплексного,
скоординированногосопровождения образовательного процесса,
направленного на профилактику противоправного
поведения несовершеннолетних
В учреждении образования должна быть создана система работы по профилактике противоправного поведения учащихся, включающая организацию деятельности во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса по следующим основным направлениям:
- расширение правового информационного пространства: оформление уголков государственной символики, наличие и актуальность информации на стендах «Уголок правовых знаний», СППС, ЗОЖ, наличие информации для родителей и других законных представителей, наличие и актуальность стенгазет, буклетов, коллажей по правовой тематике, выставки правовой тематики, правовая информация на сайте учреждения образования, проведение Декады правовых знаний, дней прав ребенка, Правовой всеобуч, информационные и воспитательные часы правовой направленности;
- планирование и организация профилактической работы:проведение мониторинга по актуальным направлениям воспитания личности; выявление учащихся, склонных к асоциальному, аддиктивному поведению; анализ причин отклоняющегося, противоправного, аддиктивного поведения учащихся; организация деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений; деятельность по реализации программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; индивидуальная профилактическая работа;
- организация досуговой деятельности учащихся:расширение охвата учащихся, включенных в деятельность объединений по интересам различной направленности; экскурсионная и туристическая деятельность; трудовая и волонтерская деятельность; культурно-массовые и спортивные мероприятия, фестивали, смотры художественной самодеятельности и др.; конкурсы профессионального мастерства; вовлечение в коллективные творческие дела;
- организация работы специалистов СППС с учащимися в адаптационный период; выявление учащихся, склонных к отклоняющемуся, противоправному, аддиктивному поведению; коррекционно-развивающая работа; защита прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь в кризисных и трудных ситуациях; консультирование субъектов воспитательного процесса;
- организация взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся: изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетних, психологического климата, стиля семейного воспитания; проведение родительских собраний; благодарственные письма родителям; сотрудничество с комиссиями по содействию семье и учреждению образования; консультирование, психолого-педагогический и правовой всеобуч родителей;
- развитие ученического самоуправления (организация деятельности органов ученического самоуправления учащихся, содействие ОО «БРСМ», создание и функционирование ОО «БРПО»);
- организация межведомственного взаимодействия: реализация плана взаимодействия с РОВД, ИДН, КДН, прокуратурой, учреждениями здравоохранения и др.; сотрудничество с Белоруской Православной Церковью, Центрами творчества детей и молодежи, общественными организациями и объединениями;
- использование современных форм и методов воспитания, их разнообразие: агитбригады, акции, диспуты, интерактивные игры, информ-дайджесты; конкурсы видеороликов, мультимедийных презентаций и др.; консультации, квесты, круглые столы, мозговые штурмы, практикумы, психологические игры; технология «Равный обучает равного», сетевые встречи, общественно-полезная деятельность, тренинги, флеш-мобы, форум-театры, форум-игры и др.;
- усиление воспитательного потенциала учебных дисциплин, реализация научно-исследовательской деятельности по проблемам ценностного отношения к социуму, профилактике противоправного поведения;
- кадровое обеспечение воспитательно-профилактической работы:наличие квалифицированных специалистов; повышение квалификации и мастерства педагогических работников по вопросам предупреждения отклоняющегося, противоправного, аддиктивного поведения; взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- поддержание надлежащего состояния инфраструктуры учреждения образования: соответствие технического состояния зданий; наличие оборудованных современной техникой и аппаратурой помещений для проведения внеучебной, клубной, кружковой работы; обустроенность актового зала, оформление сцены, количество посадочных мест, наличие музыкальных инструментов; состояние спортивного зала, наличие спортивного инвентаря, оборудования; обустроенность стадиона и спортивных площадок, надлежащее состояние, количество спортоборудования; наличие и оснащение кабинетов социально-педагогической и психологической службы.
Приложение 1
Программа индивидуальной профилактической работы
Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего ____________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
Адрес проживания (пребывания) несовершеннолетнего
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о его родителях (законных представителях)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Категория несовершеннолетнего, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическаяработа*______________________________________
____________________________________________________________________
Номер и дата поступления документа, являющегося основанием для проведения ИПР____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выявленная проблемная ситуация: ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Мероприятия:
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнитель |
Отметка о выполнении |
Диагностика |
||||
Профилактика и коррекция |
||||
Просвещение |
||||
Консультирование |
||||
Организация досуга (временной трудовой занятости) |
||||
Ожидаемые результаты реализации программы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заместитель директора по воспитательной работе
_______________ _________________________________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
Подписи ответственных**:
_______________ ________________ _______________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
_______________ _________________ ______________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
_______________ _________________ ______________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
Результаты реализации программы (по итогам работы)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заместитель директора по воспитательной работе
_______________ _________________ _________________
(дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
*Категория несовершеннолетнего указывается в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
**В качестве полноправных участников реализации мероприятий должны выступать родители (законные представители).
Литература
1.Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 г. О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», утвержденное Министерством образованияРеспублики Беларусь 14 декабря 2017 года.
4.Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения, утвержден Министерством образованияРеспублики Беларусь 27.10.2017.
5.Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утверждены Министром образования Республики Беларусь 14 декабря 2017 г.
6.Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования,утверждены Министерством образования Республики Беларусь 20.07.2018г.
7.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 года № 146 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь».
8.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 года № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством»
9. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В.Торхова, И.А.Царик, А.С.Чернявская. – Минск: Нац.ин-т образования, 2009. – 120 с.
Содержание
Введение |
3 |
Нравственно-правовое воспитание |
4 |
Организация индивидуальной профилактической работы |
12 |
Комплексная реабилитация несовершеннолетнего |
16 |
Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь |
19 |
Методы консультирования подростков с девиантным поведением |
22 |
Взаимодействие с законными представителями несовершеннолетних – важнейший аспект профилактической работы |
25 |
Рекомендации по созданию системы комплексного, скоординированного сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику противоправного поведения несовершеннолетних |
27 |
Приложение 1. Программа индивидуальной профилактической работы |
29 |
Литература |
31 |
Методические материалы
Профилактика противоправного
поведения несовершеннолетних
Автор-составитель
И.Г.Батурина
Корректура
Ю.А.Щуко
Подписано в печать 07.12.2018 Формат 60 х 84
Усл. печ. л. 1,8 Заказ 133 Тираж 40
Государственное учреждение дополнительного образования взрослых
«Витебский областной институт развития образования»
210602, г.Витебск, пр-кт Фрунзе, 21
Растиражировано на ксероксе ГУДОВ «ВО ИРО»