МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАГАД ПРИКАЗ
08.05.2007 № 270
О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.
В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Управлению социальной и воспитательной работы (Г.А. Бутрим) обеспечить
координацию работы в пределах компетенции управлений (отделов) образования местных
исполнительных и распорядительных органов (далее - управления (отделы) образования)
и учреждений образования по выполнению положений Декрета Президента Республики
Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите
детей в неблагополучных семьях».
Срок исполнения - постоянно.
2. Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Минского
горисполкома:
2.1. организовать системную работу учреждений образования по раннему
выявлению неблагополучия детей, факторов, угрожающих здоровью и жизни
обучающихся (воспитанников), с использованием основных показателей неблагополучия
семьи согласно приложению 1 и на основании:
изучения условий жизни и воспитания детей в семье;
анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
анализа обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей;
внедрения системы постоянного учета посещения учащимися учреждений образования и экстренного комплексного реагирования по фактам уклонения их от обучения;
учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, а также не получающих общего базового образования;
учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
систематического контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
Срок исполнения - до 20.05.2007, далее - постоянно.
2.2. создать в управлениях (отделах) образования (социально-педагогических
центрах) постоянно обновляемый на бумажных и магнитных носителях учет данных о
несовершеннолетних, признанных педагогическими советами (советами по профилактике
безнадзорности и правонарушений) учреждений образования находящимися в социально
опасном положении; определить ответственных за его ведение;
Срок исполнения - до 20.05.2007.
2.3. рекомендовать управлениям (отделам) образования использовать
разработанную Гомельским районным социально-педагогическим центром
компьютерную программу для ведения учета данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (размещена на сайте www.minedu.unibel.by);
2.4. обеспечить оказание помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, на основе межведомственного взаимодействия;
Срок исполнения - постоянно
2.5. обеспечить ежеквартальный отчет учреждений образования управлению (отделу) образования по выполнению планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении;
Срок исполнения - постоянно.
2.6. повысить ответственность руководителей учреждения образования, в котором
обучается (воспитывается) несовершеннолетний, и социально-педагогического центра за
подготовку материалов, направляемых в комиссию по делам несовершеннолетних по
вопросу признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите:
ходатайства о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в
государственной защите, проекта межведомственного плана защиты прав и законных
интересов несовершеннолетнего, акта обследования условий жизни и воспитания
несовершеннолетнего, иной информации, подтверждающей социально опасное положение
несовершеннолетнего, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка, в
соответствии с Положением о порядке признания несовершеннолетнего нуждающимся в
государственной защите, утвержденного постановлением Совета Министров от 26
декабря 2006 г. № 1728;
Срок исполнения - май 2007 года, далее - постоянно.
2.7. усилить деятельность социально-педагогических центров в регионе с детьми,
признанными находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в
государственной защите, отразив это в функциональных обязанностях специалистов и
обеспечив возможность их выезда в семьи;
Срок исполнения - май 2007 года.
2.8. обеспечить анализ управлениями (отделами) образования каждого случая
повторного попадания ребенка в детский социальный приют;
Срок исполнения - постоянно.
2.9. принять меры по обеспечению контроля за организацией питания детей в
детских социальных приютах, соблюдением санитарных правил и норм, технологии
приготовления блюд, сроков годности пищевых продуктов и продовольственного сырья, а
также эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на питание детей;
Срок исполнения - постоянно.
2.10. обеспечить создание безопасных условий проживания и воспитания детей в
детских социальных приютах, усилив внимание на организацию дежурства в них в ночное
время;
Срок исполнения - постоянно.
2.11. поручить руководителям учреждений образования информирование комиссий
по делам несовершеннолетних о фактах несвоевременного или ненадлежащего
исполнения иными организациями мероприятий межведомственных планов защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в
государственной защите;
Срок исполнения - до 20.05.2007.
2.12. проанализировать качество подготовки и своевременность подачи
требований, исков в суд о взыскании расходов по содержанию детей, находящихся на
государственном обеспечении, в соответствии с пунктами 8, 9 Декрета Президента
Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по
государственной защите детей в неблагополучных семьях» и рассмотреть результаты на
совещаниях при начальниках управлений (отделов) образования с приглашением представителей судов;
Срок исполнения - май-июнь 2007 года.
2.13. обеспечить контроль за поступлением средств по содержанию детей,
находящихся на государственном обеспечении, и своевременное информирование
учреждениями образования или управлениями (отделами) образования судов о
непоступлении либо об изменении сумм расходов по содержанию детей, подлежащих
взысканию, закрепив в должностных обязанностях конкретных сотрудников выполнение
данных функций;
Срок исполнения - постоянно.
2.14. обеспечить проведение системного ежеквартального анализа
результативности работы с несовершеннолетними и их семьями, признанными
находящимися в социально опасном положении, а также нуждающимися в
государственной защите;
Срок исполнения - постоянно.
2.15. организовать обучающие семинары для педагогических работников и
специалистов управлений (отделов) образования и учреждений образования по вопросам
защиты прав и законных интересов детей и провести с ними собеседования по вопросам
согласно приложению 2;
Срок исполнения - 1 полугодие 2007 года.
2.16. принять меры по повышению профессионального уровня педагогов
социальных и педагогов-психологов учреждений образования, обратив особое внимание
на необходимость соответствия образования требованиям квалификационных
характеристик;
Срок исполнения - постоянно.
2.17. рекомендовать руководителям управлений (отделов) образования издать
соответствующие приказы по взаимодействию и распределению функций с целью их
упорядочения социально-педагогических и психологических служб учреждений
образования и социально-педагогических центров;
Срок исполнения - май 2007 года.
2.18. ежеквартально заслушивать отчеты руководителей управлений (отделов)
образования по реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24
ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в
неблагополучных семьях»;
Срок исполнения - постоянно.
2.19. обеспечить широкое информирование общественности об усилении
ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей.
Срок исполнения - постоянно.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Т.Н.Ковалеву.
Министр А.М.Радьков
12 Шеремет Борисик 2001411 Мои документы/Декрет/приказ
Приложение 1
к приказу Министерства образования
Республики Беларусь
08.05.2007 № 270
Показатели неблагополучия семьи
1. Социально-экономические:
длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
родители или один из них посещает деструктивную секту;
родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Приложение 2
к приказу Министерства образования
Республики Беларусь 08.05.2007 № 270
Вопросы для собеседования с педагогическими работниками и специалистами управлений (отделов) образования и учреждений образования
- Содержание Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О
дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». - Понятия несовершеннолетнего, семьи, находящихся в социально опасном
положении. - Выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении.
- Порядок признания детей находящимися в социально опасном положении.
- Основные критерии и показатели социально опасного положения
несовершеннолетнего. - Подготовка и утверждение плана помощи несовершеннолетнему,
находящемуся в социально опасном положении, организация работы с детьми,
признанными находящимися в социально опасном положении. - Распределение функций между специалистами общеобразовательного
учреждения образования и социально-педагогического центра при оказании помощи
детям, находящимся в социально опасном положении. - Основные функции управлений (отделов) образования и учреждений
образования по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г.
№ 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных
семьях». - Подготовка ходатайств о необходимости признания несовершеннолетнего
нуждающимся в государственной защите. - Порядок признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной
защите комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства. - Порядок предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения
родителей. - Порядок отобрания детей у родителей по решению комиссии по делам
несовершеннолетних.
^ 13. Межведомственное взаимодействие по выявлению и работе с детьми,
находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.
- Участие учреждений образования в реализации плана защиты прав и
законных интересов детей. - Взыскание расходов по содержанию детей на государственном обеспечении.
Подготовка требований, исков в суд о взыскании расходов по содержанию детей. - Учет обязанных лиц. Контроль за поступлением средств на содержание детей,
информирование судов о непоступлении либо об изменении сумм расходов на содержание
детей. - Порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей.
Заместитель Министра
Т.Н.Ковалева
Начальник управления
социальной и воспитательной работы
Г.А.Бутрим
Начальник управления общего среднего образования
Ю.И.Гладков
Начальник управления профессионально-технического образования
Э.Н.Гончар
Начальник управления дошкольного образования
Г.Г.Макаренкова
Начальник управления аналитической и правовой работы
А.И.Кучинский
Начальник юридического отдела управления аналитической и правовой работы
О.В.Мякинник
Заместитель начальника управления контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения
Г.В. Гладкая